Атака (от французского attaque — нападение) – тактически – совершение хода, имеющего целью прямое нападение на фигуры соперника. Эффективность атаки зависит от многих позиционных факторов: открытых линий, расположения фигур, баланса сил на атакующем участке доски, наличия уязвимых пунктов в позиции соперника и т. д. Основные виды атак: пешечная, фигурная, комбинированная (посредством фигур и пешек), динамическая, связанная с жертвой материала. Объекты атаки могут быть различными, но основным является неприятельский король. Атака на короля называется шах.
Атака слабого пункта ведется в расположении фигур соперника с целью его захвата, уничтожения слабых пешек или отвлечения сил соперника на их защиту, с тем что бы затем атаковать другие пункты. Атака слабого пункта в расположении неприятельского короля обычно ставит целью прямую атаку на короля.
Блиц — молниеносная игра, блиц (от немецкого Blitz — молния), игра где на обдумывание ходов отводится ограниченное время; проводится по обычным правилам, кроме нескольких обусловленных спецификой.
Бешеная фигура — незащищенная фигура, которую нельзя взять из-за пата, нападающая на фигуру соперника (чаще всего на короля). «Бешеная фигура» нередко позволяет стороне, находящейся под угрозой проигрыша, достичь ничьей путем «вечного» нападения («вечного» шаха).
Блокада (немецкое Blockade) – способ ограничения подвижности фигур и пешек соперника; продвижение неприятельских пешек останавливается при помощи фигур, которые становятся перед пешками. В современной шахматной теории понятие блокады применяется не к отдельному ходу или маневру, а к характерным особенностям всей позиции. Блокада нескольких пешек может полностью парализовать силы соперника, которые впоследствии могут стать объектами нападения. Для осуществления блокады оптимален конь, который, преграждая путь пешке, атакует также расположенные позади нее поля. Эффективен при блокаде и слон, поскольку он может приостановить движение не одной, а сразу нескольких пешек. Поля, контролируемые фигурами при блокаде, принято называть блокадными. Эти поля удобны для расположения фигур, откуда они оказывают давление на позицию соперника, будучи сами защищены от нападения его фигур. Особенно широк диапазон действий блокирующих фигур в центре доски (сильная блокада), более узок — на краю доски (слабая блокада).
Вариант шахматный, 1) серия логически связанных между собой ходов. В зависимости от ответов соперников вариант может иметь различные ответвления. 2) В дебютной теории термин «вариант» означает иногда целые дебютные системы.
Взятие на проходе — взятие пешки соперника, продвинувшейся на 2 поля вперед и ставшей при этом рядом (по горизонтали) с пешкой соперника.
Вилка – нападение, совершаемое одновременно на две и более фигуры соперника. Подвид двойного удара.
Выступка — право первого хода. По правилам принадлежит белым, поэтому белые имеют преимущество выступки.
Гамбит — общее название дебютов, в которых одна из сторон жертвует материал (обычно пешку, но иногда и фигуру) в интересах скорейшего развития, получения позиционных выгод, или создания атаки на короля соперника. Различают принятый гамбит (жертва принята), отказанный гамбит (жертва отклонена) и контргамбит (вместо принятия жертвы противник, в свою очередь, сам жертвует материал).
Гроссмейстер (немецкое GroBmeister — большой мастер), высшее шахматное звание. Присваивается пожизненно ФИДЕ за выдающиеся достижения в международных соревнованиях (звание международного гроссмейстера), а так же шахматными федерациями СССР и Венгрии за успешные выступления на национальных соревнованиях (звания соответственно СССР и Венгрии).
Двойное нападение — нападение одной фигурой на 2 и более фигур соперника или одновременное нападение несколькими фигурами на одну фигуру противника в результате вскрытия линии удара одной ходом другой.
Дебют (фр. d?but — начало) — начальная стадия (10-15 ходов) партии, имеющая основной целью мобилизацию сил играющих.
Диаграмма — рисунок с изображением шахматной доски и расстановки фигур. Белые фигуры принято располагать снизу.
Защита — отражение наступательных действий соперника. Различают пассивную и активную защиту. К пассивной защите (оборонительные действия с созданием при этом трудностей сопернику) следует прибегать лишь в крайних случаях, в позициях, полностью лишенных контратакующих возможностей. Активная защита, кроме отражения непосредственных угроз, предусматривает подготовку и проведение встречного наступления. контратака — наиболее действенный способ защиты.
Изолированная пешка — пешка, не имеющая на соседних вертикалях пешек того же цвета. В зависимости от позиции может быть сильной или слабой: она обычно сильная, когда контролирует определенные поля и может стать своеобразным тараном для вскрытия позиции соперника.
Изолированная пешка считается слабой, если она заблокирована, поле перед ней с выгодой занято неприятельской фигурой, сама пешка — объект нападения сил соперника.
Изолированная пешка считается слабой, если она заблокирована, поле перед ней с выгодой занято неприятельской фигурой, сама пешка — объект нападения сил соперника.
Инициатива (от латинского initium — почин, начало) в шахматах — проявление активности, основной целью которой — придать действиям своих фигур атакующий характер и заставить соперника перейти к длительной защите.
Качество — специальный термин, применяемый в шахматной литературе для обозначения выигрыша (проигрыша) ладьи за легкую фигуру. Один из характерных современных стратегических приемов — жертва качества: намеренный обмен ладьи на легкую фигуру с целью захвата инициативы, атака на короля, получения ряда позиционных выгод и т. д.
Компенсация (от латинского compensation — возмещение, уравновешивание) в шахматах может быть материальной (например, при выигрыше ладьи за легкую фигуру и две пешки) или позиционной (получение взамен материального урона — атаки, инициативы, лучшей позиции и т. д.). Компенсация, в зависимости от полученной выгоды, может мыть достаточной, недостаточной или избыточной (пожертвованный материал обеспечивает преимущество).
Консолидация (позднелатинское consolidation от consolido — укрепляю, уплотняю) — укрепление позиции, организация взаимодействия разрозненных сил.
Контратака (французское conter-attaque, от conte — против и attaque — нападение) — наступление в ответ на атакующие действия противника.
Контригра один из наиболее важных и распространенных в современной практике приемов шахматной стратегии: использование возможностей позиции для борьбы за овладение инициативы в ответ на атакующие действия соперника, например, контригра на ферзевом фланге или в центре в ответ на атакующие действия соперника на королевском фланге. При этом игра ведется либо на отдельном участке, либо на всей доске.
Лавирование — маневрирование фигур с целью создания и использования слабостей в лагере соперника.
Ловушка — попытка спровоцировать соперника на внешне выгодное продолжение, которое в действительности оказывается ошибочным.
Маневрирование в шахматах одной или несколькими фигурами, проводится с целью улучшения их позиции централизации фигур, захвата важных пунктов и т. д. Различают также выжидательное, вынужденное и оборонительное маневрирование.
Мат (арабское, буквально — умер) — шах королю, от которого нет защиты. Сторона, объявившая мат королю соперника, считается выигравшей.
Миттельшпиль (немецкое Mittelspiel, от Mittel — середина и Spiel — игра) – середина игры.
Нападение двойное одно из действенных средств атаки в шахматах: фигура или пешка одновременно атакует 2 фигуры соперника, либо 2 фигуры одновременно атакуют 2 фигуры соперника, либо 2 фигуры одновременно атакуют фигуру соперника.
Неортодоксальная композиция область шахматной композиции, в которой задание противоречит целям обычных шахмат. Различают 2 основные группы таких задач: на обратный мат (пат) и на кооперативный мат.
Неправильное начало общее название редко встречающихся или теоретически мало исследованных дебютов.
Нотация шахматная (от латинского notatio — записывание, обозначение), система условных обозначений, применяемых для записи ходов, партии или определенной позиции.
Открытая линия — вертикаль шахматной доски, свободная от пешек. Владение открытой линией обычно является существенным позиционным преимуществом.
Пат (французское pat, итальянское patta — игра вничью) — положение в шахматной партии, в котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все ее фигуры и пешки лишены возможности двигаться, причем король не находится под шахом. Результатом партии, в которой возник пат, считается ничья.
Перегрузка — термин, характеризующий шахматную ситуацию, когда фигуры (фигура) не в состоянии справиться с поставленными задачами, и это позволяет сопернику провести типичный тактический прием — использование перегрузки.
Повторение позиции — возникновение уже встречающегося в данной шахматной партии положения фигур и пешек с сохранением прежних возможностей игры (право рокировки или взятия на проходе, очередность хода). При троекратном возникновении одной и той же позиции участник, за которым очередь хода, вправе потребовать прекращения игры и признания партий ничьей.
Позиционная жертва пешки или фигуры — стратегический прием в шахматной партии, осуществляемый с целью захвата инициативы или получения позиционных выгод (овладение ключевыми пунктами, большим пространством, вскрытие важных вертикалей и так далее)
Позиционная игра — проведение в шахматной партии планомерных маневров фигурами с целью улучшения своей позиции улучшения позиции соперника.
Позиционная ничья 1) термин, применяемый к позиции, в которой невозможно реализовать материальный перевес (иногда значительный) в силу некоторых ее особенностей. 2) В шахматной композиции — ситуация в этюде, при которой позиционной расположение фигур не позволяет сильнейшей стороне использовать свое подавляющее преимущество. Различают несколько разновидностей позиционной ничьи: «крепость», блокада, связывание и привязывание, «вечное» нападение, повторение ходов с другими мотивами.
Позиция (от латинского positio — положение) — расположение фигур на доске; при этом должны быть известны очередность хода, возможности рокировки и взятия на проходе.
Поля соответствия — поля на шахматной доске, по которым маневрируют фигуры соперников, оказываясь связанными друг с другом. Появляются обычно в эндшпиле, когда ряд ходов одной стороны парируется единственно удовлетворительными ходами другой стороны.
Правило 50 ходов – правило, согласно которому партия признается ничей по требованию одного из соперников, если установлено, что за последние 50 ходов или более ходов на доске не сделано ни одного хода пешками и не взята ни одна фигура. Впервые введено в Англии в 18 веке во избежание игры «на измор» в заведомо ничейных позициях. В современной шахматной практике выявлен ряд позиций, где для выигрыша требуется свыше 50 ходов, поэтому Шахматный кодекс ФИДЕ содержит специальные разъяснения об исключениях.
Равенство материальное — равенство сил сторон. В шахматной практике материальное равенство иногда характеризуется необычным соотношением материала: ферзь за 2 ладьи или три легких фигуры, ладья за легкую фигуру и пешку, легкая фигура за три пешки и т.д. В таких случаях, хотя материальное соотношение сил равно, оценка позиции зависит от дополнительных факторов и прежде всего от наличия инициативы.
Размен — ход, которым собственная фигура отдается за такую же (или равноценную) фигуру партнеру.
Рокировка (французское roquer — рокировать, roc — шахматная ладья, от персидского pox — боевой слон) — одновременное перемещение (перестановка) короля и ладьи, которое может быть осуществлено партии каждой из сторон только 1 раз. Проводится путем передвижения короля на 2 поля по направлению к ладье, которая затем переносится через короля и становится на соседнее с ним поле. Рокировку в сторону королевского фланга называют короткой (условное обозначение 0-0) ; в сторону ферзевого фланга — длинной (0-0-0). Рокировка невозможна если:
а) король или ладья уже совершали ходы в партии;
б) между рокирующимися королем и ладьей находятся другие фигуры;
в) король находится под шахом;
г) король в результате рокировки попадает под шах;
д) поле, которое проходит король, атаковано фигурой соперника.
а) король или ладья уже совершали ходы в партии;
б) между рокирующимися королем и ладьей находятся другие фигуры;
в) король находится под шахом;
г) король в результате рокировки попадает под шах;
д) поле, которое проходит король, атаковано фигурой соперника.
Связка — нападение дальнобойной фигуры (ферзя, ладьи или слона) на неприятельскую фигуру (или пешку), за которой на линии нападения расположена другая неприятельская фигура. Осуществляется только дальнобойными фигурами.
Сдвоенные пешки одного цвета, расположены на одной вертикали шахматной доски. Часто являются существенной слабостью позиции, особенно в эндшпиле.
Сквозное нападение — нападение на несколько фигур соперника, находящихся на одной линии удара таким образом, что в случае отхода одной, удару подвергается фигура, находящаяся позади. Осуществляется только дальнобойными фигурами. Этот прием используется при связке.
Слабый пункт — поле на шахматной доске, находящееся под контролем неприятельских фигур, которые могут осуществлять оттуда стратегические и тактические угрозы. Образуется обычно в расположении пешек в результате их продвижения; может возникнуть уже в дебюте. Захват слабого пункта обычно приводит к позиционному преимуществу.
Темп — 1) ритм игры; 2) отдельный ход (в этом смысле потеря темпа — лишний ход, то есть потеря времени). Когда говорят про ход с темпом — это означает, что игрок выигрывает один ход (обычно за счет шаха или угрожающего сопернику взятия фигуры).
Тихий ход — малоактивный, на первый взгляд, неприметный ход, обычно резко меняющий характер шахматной борьбы.
Троекратное повторение позиции — возникновение на шахматной доске одной и той же позиции (положение фигур) три или более раз, при этом очередь хода остается за той же стороной, а возможности игры не меняются: право на рокировку или на взятие на проходе. Троекратное повторение позиции может служить основанием для признания партии ничьей по требованию одного из игроков при его ходе.
Фианкеттирование — фланговое развитие слона путем b3 (g3) и Cb2 (g2) за белых или b6 (g6) и Сb7 (g7) за черных. Имеет целью атаку пешечного центра соперника или установление фигурного контроля над центром. В зависимости от направления: королевское (развитие слона на королевском фланге), ферзевое (развитие слона на ферзевом фланге), двойное (слоны развиты на обоих флангах), расширенное (в случае движения коневой пешки на два поля вперед) фианкетто.
Фланг — правая или левая сторона доски. В зависимости от того, где в начальной позиции располагается король фланги делят на королевский и ферзевой.
Форпост — фигура, расположенная за демаркационной линией доски, чаще на 5-й или 6-й горизонталях (белые), 4-й или 3-й (черные). Обычно защищена пешкой, иногда ладьей или слоном. Может способствовать серьезному ослаблению позиции соперника, служить плацдармом для развития атаки в центре или на одном из флангов.
Согласно данным шахматной практики, роль форпоста на центральных вертикалях лучше всего выполняет конь, на крайних — ладья.
Согласно данным шахматной практики, роль форпоста на центральных вертикалях лучше всего выполняет конь, на крайних — ладья.
«Форточка» — продвижение на одно поле вперед одной из пешек, защищающих короля (например, при короткой рокировке «форточку» образует ходы f3, g3 или h3 за белых и f6, g6 или h6 за черных). «Форточка» позволяет избежать угрозы мата на первой (последней) горизонтали, но может привести к образованию слабых пунктов.
Ход — перемещение фигуры или пешки с одного поля на другое. Ход считается сделанным, когда один из соперников отнял руку от своей фигуры:
- переставив ее с одного поля на другое
- при взятии, сняв с доски фигуру соперника и поставив на ее место свою
- при рокировке
- при превращении пешки в фигуру.
Цейтнот (от немецкого Zeit — время и Not – нужда) — недостаток времени на обдумывание ходов, которое в официальных соревнованиях.
Цугцванг — положение в шахматной (шашечной) партии, при котором одна из сторон вынуждена сделать невыгодный ход, т.к. полезных или нейтральных ходов нет, и любой возможный ход ведет к ухудшению собственной позиции. Цуцванг, возникающий у обеих сторон — «взаимный цугцванг». Нередко встречается мнимый цугцванг, то есть позиция, исход которой не меняется при воображаемом переходе хода к противнику, но субъективно ощущается отсутствие полезных ходов.
Шах — нападение на короля фигурой или пешкой соперника. Игрок, чей король оказался под шахом, обязан сделать ход, выводящий короля из-под шаха: уйти королем, прикрыть короля своей фигурой или взять угрожающую фигуру противника.
ЭЛО — классификация шахматистов на основе рейтингов, разработанных американским профессором Арпадом Эло.
Эндшпиль (немецкое Endspiel — конец игры) — заключительная стадия шахматной партии. Провести границу, отделяющую миттельшпиль от эндшпиля, возможно не всегда. Обычно игра переходит в эндшпиль, когда разменяно большинство фигур и нет характерных для середины игры угроз королям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий